Размещение барельефа

Интересным примером использования разномасштабных фигур в современной западной архитектуре является свободно закомпоно-ванный барельеф, высеченный на каменной стене школы Мункергорд (Ген-тофт, Дания, арх. А. Якобсен). На вставках здания дворца Шайо в Париже композиция тоже построена на разномасштабных фигурах, но здесь, как и в древних египетских храмах, увеличение масштаба использовано для выявления главного в композиции.

При размещении барельефа необходимо учитывать реальную видимость рельефа в целом и его деталей с различного расстояния. По мере удаления от барельефа видимость постепенно ослабляется, пропадают детали, стушевываются контуры и свет.

При значительном удалении (до 1 -1,2 км) пластика форм здания видна отчетливо, но рельеф на здании может восприниматься лишь общим пятном в композиции. Поскольку монументальный рельеф имеет содержание, восприятие его как самостоятельного произведения возможно только при полной видимости его деталей, т. е. с более близких расстояний.

Для рельефов, высотой фигуры 2-3 м, такое расстояние может быть принято равным 100-150 м. Размер рельефов зависит, прежде всего, от композиционного решения, значимости содержания, его роли в архитектуре и даже архитектурного ансамбля.

Минимально необходимый размер рельефа, рассматриваемого с расстояния на уровне глаз зрителя, определяется минимальным размером зрительно воспринимаемой детали. В основе тематического рельефа чаще всего лежит изображение человека, поэтому критерием видимости рельефа должна быть принята видимость не только общих контуров и пропорций фигуры человека, но и выражения лица и даже его отдельных деталей (носа, глаз, губ).

You may also like...