Учет соразмерности величины рельефа и архитектурного пространства

Эти соотношения могут меняться в зависимости от идейного содержания скульптурного рельефа и роли, которая ему отводится в общем решении здания и в архитектурном ансамбле. Даже интересно задуманные скульптурные композиции при недостаточном учете реального пространственного окружения кажутся фальшивыми и лишенными подлинной художественности.

Для скульптурного рельефа, размещенного на значительном удалении от зрителя или на большой высоте, существенную роль в восприятии действительной величины и масштаба изображения на рельефе играет также зрительное сравнение с окружающими элементами архитектуры. В свою очередь, масштаб и размер монументального рельефа влияют на характер выполнения скульптурной формы; чем дальше от зрителя размещен рельеф, тем больше должен быть масштаб изображения и тем обобщеннее должна быть трактовка его форм.

Примером недостаточного учета соразмерности величины рельефа и архитектурного пространства является перронный зал станции метро «Серпуховская» (архитекторы М. А. Зеленин, Л. Н. Павлов, М. А. Ильин, скульптор Е. А. Янсон-Манизер).

Барельефы малы, по размеру равны величине облицовочного камня.

Они ничем не выделяются и почти сливаются со стеной. Непривычно низкое размещение их в арке нарушает масштаб станции.

Не найден правильный размер рельефа на портике МГУ. Он мал по отношению к окружающим его архитектурным деталям и сооружению.

Кроме того, портик мал в целом и недостаточно созвучен с решением здания. На этом несоразмерно малом портике рельеф занимает не весь аттик, а лишь узкую полосу.

You may also like...