Правила интерьера, противоречащего правилам

«Стильный интерьер» — звучит как похвала. Если подходить к вопросу серьезно, на алтарь стиля придется положить многое. Куда деть любимые безделушки, сувениры, привезенные из путешествий, подарки, наконец? Конечно, всегда есть выход: выделить одно помещение под «музей барахла», а прочие поддерживать в полном единении с выбранным стилем. Но есть и другой выход: выбрать стиль, который по определению является антонимом и утонченности, и какого бы то ни было — вот парадокс! — стилистического единства.

Это странное слово «китч»

Этот стиль — китч. Слово имеет немецкие корни (нем. Kitsch, от verkitschen — «опошлять»), но единого мнения о его происхождении нет.

Один из вариантов: так называли во второй половине XIX века в Мюнхене (на базарах, где продавались произведения искусства) дешевый псевдохудожественный ширпотреб. В сущности, можно выделить несколько основных направлений стиля китч в интерьере, и один из них — «бедный китч» — как раз, очевидно, коренится в тех самых мюнхенских рынках, где можно было за копейки закупиться «произведениями искусства».

Появившееся в то время массовое производство товаров для дома, в том числе гравюр, статуэток и т.д., сделало возможным «пускать пыль в глаза», демонстрировать более высокий, чем это есть в действительности, социальный статус. И по сей день многие яркие и неосознанные проявления стиля китч в интерьере основаны именно на этом стремлении — казаться богаче, чем есть.

Подвариант: название имело отношение к распространенной в Мюнхене же и в тот же самый период времени практике выдавать старую (переделанную) мебель за новую. Такое происхождение термина рассматривает филолог Наталья Конрадова в работе «Китч: не-искусство не-элиты. Этимология и история понятия». И опять термин оказывается связан с мошенничеством, со стремлением выдать желаемое за действительное. Только если изначально старое выдавалось за новое, сейчас, скорее, наоборот, штампованный «новодел» мимикрирует под штучные произведения искусства.
Три варианта стиля

Как мы уже сказали, при всей своей хаотичности и невозможности выделить основу стиля китч можно все же подразделить на три основных направления (два из них — в чистом виде «пыль в глаза» и отсутствие вкуса): 

«Псевдороскошь» — изобилие дорогих материалов, предметов старины, бессистемно собранное на одной территории. Это дорогой интерьер, составляющие которого не сочетаются между собой.

Роскошная безвкусица.
«Бедный шик» — феномен, хорошо знакомый нам по недавнему прошлому. В основе его все то же стремление «сделать дома дорого и богато», замешанное на ограниченном выборе. Основные причины этой ограниченности — отсутствие ассортимента (как в СССР), либо отсутствие средств (как во все времена). 

Дешевая безвкусица.
«Идейный китч». Базируется на насмешке над историей, над другими стилями. Предметы осознанно миксуются между собой несочетаемым образом (вроде дорогой хрустальной люстры и роскошных зеркал на кухне среди безупречно хай-тековской техники и вдобавок на фоне ядовито-зеленых поп-артовских стен). Вариант этого ответвления — уподобление жилища какому-либо образу, который очень дорог заказчику. Например, помещение зонируется предметами, цветом и фактурой так, чтобы создавалось впечатление звездного неба (подсветка потолка), солнечных лучей (шторы и драпировки), зеленого луга (длинноворсный ярко-зеленый ковер в зоне отдыха) и проч.

Легко понять, что именно третий вариант может свидетельствовать не об отсутствии вкуса у хозяина такого жилища, а, скажем, о своеобразии и экстравагантности такого вкуса. Можно было бы предположить, что в такие стилистические крайности склонны бросаться взбалмошные дамы… Но, как ни странно, больше половины заказчиков интерьеров в стиле китч, как рассказала Светлана Кабуш на семинаре, посвященном стилю китч, который был организован проектом «Архимир», — это мужчины. Не исключено, что основная причина проще, чем кажется: на фоне китчевого интерьера хорошо маскируется беспорядок. «Один мой заказчик поделился со мной наблюдением: в таком интерьере совершенно незаметны разбросанные по квартире носки», — смеется Светлана.

В общем, выполненный в таком стиле интерьер свидетельствует о «вечной молодости» и стремлении убежать от ответственности своего владельца и мало отношения имеет к семейным ценностям и к психологической зрелости…
Советы начинающим

…Но, с другой стороны, тонко выполненный, «дизайнерский» китч — подтверждение финансовой состоятельности, наличия (пусть своеобразного) вкуса и несомненного чувства юмора. Так что не можем вас осуждать, если вы остановили свой выбор именно на этом стиле!

Приведем теперь несколько «правил» (вряд ли можно говорить о правилах в привычном понимании, описывая этот по природе своей хаотичный и бессистемный стиль) китчевого интерьера.

Итак:

Яркие цвета. Здесь можно ориентироваться на поп-арт. Совершенно необязательно (если уверены, что выдержит психика) подбирать цвета в соответствии с принятыми нормами. Кухня, где важно сосредоточиться и по минимуму раздражаться, может быть агрессивно-красной или кислотно-зеленой. Кабинет или спальня, где вроде бы самое место для отдыха и сосредоточения, — ярко-оранжевыми, неоново-фиолетовыми, да хоть малиновыми в крапинку! Резюмируем: кричащие тона приветствуются везде. Равно как и «злато-серебро» в отделке.
Несовместимые предметы. Старина и современность: чугунное литье, старинное дерево и пластик; витражи и навороченная техника; дорогие светильники и копеечные статуэтки; чиппендейловская мебель и крашенный своими руками икеевский комод… Выигрышно будут смотреться предметы — яркие представители разных стилей (например, ар-деко вперемешку с хай-теком на фоне поп-арта).
Подручные материалы. А особенно «вторичные» подручные материалы, постмодерн в интерьере. Афиши, репродукции (хороший вариант — вставленные в рамы на манер произведений искусства), постеры, газетные листы… Этот ход, мало того что будет безупречно стилистически выдержанным, еще и послужит залогом того, что ваш интерьер не будет воспринят как кричащая безвкусица, благодаря прослеживающемуся чувству юмора. Согласитесь, оно вообще часто выручает в жизни!

You may also like...