Трещиноустойчивость

Трещиноустойчивость покрытий из мастик имеет большое практическое значение для обоснования возможности их применения на гибком и трещиноватом основании. Особенно актуален этот вопрос для сооружений из сборного железобетона, при выполнении примыканий, сопряжений покрытий и перекрытий, деформационных швов. Испытание холодных асфальтовых мастик на трещиноустойчивость было проведено автором совместно с Г. К. Захарьиной путем испытания на изгиб балочек размером 16 X 4 X 2 см со скоростью деформации 1 мм/мин. В момент появления первой трещины фиксировался прогиб и нагрузка на образец, по элементам которых вычислялся модуль деформации и относительное удлинение в растянутой зоне в качестве условных характеристик трещиноустойчивости. Результаты испытаний из которой видно, что в общем трещиноустойчивость холодных асфальтовых мастик невелика и несколько повышается с увеличением содержания наполнителя и с повышением степени его дисперсности. Более эффективны добавки длинноволокнистого наполнителя (шлаковаты) и каучукового латекса (мастики серии и ИИЛ). Однако наибольшее повышение трещиноустойчивости покрытия достигается при армировании его стеклотканью; в этом случае удается достигнуть удлинения крайних волокон до 10 и даже 12% без образования трещин в мастике. Обращает на себя внимание снижение трещиноустойчивости при введении цемента в мастику (мастики серий ИГЦ); добавки асбеста в этом случае не уменьшают трещинообразования (мастики серии ИАЦ). Из этих опытов можно сделать практический вывод, что в местах возможного появления трещин в гидроизоляционном или кровельном покрытиях их необходимо армировать стеклотканью. Мастику надо приготавливать на «инертном» минеральном порошке, например известковом, с добавкой волокнистых материалов (шлаковата, асбест) и каучуковых латексов. Применение цемента в качестве наполнителя мастики в этом случае противопоказано.

You may also like...